автор: Роман Кушнерев

Вдохновением для написания этого очерка послужило желание разобраться в том, какой мед можно считать экологически «честным», что включает не только чистоту товарного меда, но и методы пчеловождения, и некоторые другие аспекты. Довольно быстро я осознал, что для начала будет полезно разобраться в общих достижениях и направлениях сертификации экопродуктов вообще. Об этом- сегодняшняя статья. Некоторые ссылки будут даны на русском языке, некоторые на немецком.

В свое время я прожил в Германии 10 лет.

За это весьма активно прожитое время, я успел сильно увлечься здоровым образом жизни, и альтернативными мэйнстриму образами мышления. Одной из важных составляющих этого процесса было изучение в теории и практике различных аспектов «экологически стабильного» образа жизни (sustainability) , и в частности- прояснения, в чем собственно состоят отличия ценных во всех смыслах биопродуктов от дешевой жратвы.

Некоторые циники заявят, что отличие только в маркетинговой подаче. Но они окажутся правы лишь частично. И похоже, в совсем небольшой части от всей правды.

Конечно, принцип «не обманешь- не продашь (подороже)» используют многие продаваны. Особенно заметно это на российском рынке, где до сих пор законодательно не отрегулировано различение органической и неорганической продукции. Первые заметные шаги на этом пути сделаны благодаря небезызвестным санкциям ЕС, так как ранее экопродукты привозились в основном из Европы.

Был введен ГОСТ по экопродукцию, неспешно рассматривается соответствующий законопроект. Но четкой реализации и прозрачности в этом вопросе пока нет.

А как обстоят дела в «цивилизованных» странах?

За всю Европу не скажу, но давайте посмотрим на Германию- как одну из самых ответственных в любом серьезном деле стран. Тем более, что здоровое питание сегодня становится просто сверх-серьезным вопросом, особенно в свете лавинообразного роста различнейших заболеваний.

Болезней, насылаемых не то экофашистски настроенными элитами…

То ли таинственным сознанием Матери Земли, регулирующей численности популяций…

То ли болезни подхватываются людьми абсолютно случайно в хаотичном потоке жизни,

то ли все это вместе действует на нас.

(нужное подчеркнуть).

Этой жуткой болезнью в мире страдает только он - ФОТО

В Германии бум на Öko возник на моих глазах. В 2004 об этом было мало слышно. В 2007, когда я стал загоняться по вегетарианским саттвическим продуктам, мои друзья насмешливо косились на упаковки с зелеными штемпелями BIO.

В 2010х годах большинство моих друзей уже покупало эко-продукты, -одежду и -косметику по крайней мере частично.

Bildergebnis für bio produkte

Однако, разные стандарты органической продукции (Bio- Siegel) ставили совершенно разные цены на одни и те же товары. Откинув случаи мошенничества, которые в Германии тоже случаются, но экономически сурово наказываются при обнаружении, имеем на выходе разницу цен, которая просто так не бывает.

Bio-Supermarkt

Так было возможно всегда- кроме игры «на лоха», разница в ценах для знатоков означала разницу в качестве. И чем убедительнее для покупателя были аргументы продавца, тем дороже он сторговывал свой товар. Харизма играла далеко не последнюю роль, но все же качество товара- явное или скрытое- наверняка в целом являлось наиболее существенным ценообразующим фактором.

Это упускают из виду критики дороговизны экопродукции, видящие во всем движении лишь обман.

Когда я стал изучать на русских форумах пчеловодов мнения о понятии меда как экопродукта, большинство считало это чепухой, видило в таких понятиях происки капиталистов, стремящихся урвать побольше. Пчеловоды России в массе своей до сих пор уверены, что их мед априори экопродукт. При этом анализы меда делает мало кто, а сертификаты в случае надобности подделываются. При этом степень массовой гибель пчел в степных и лесостепных областях (Юг России) стремительно двигается в сторону статистики американских коллег, где все довольно апокалиптично. Одной из важных причин тому- массовое применение пестицидов. Действующие вещества которых вполне могут попадать в мед и воск.

Но о пчелах и меде — в другой раз.

Вернемся к немецким эколейблам. Вообще-то их очень много, есть отдельные- например на вино. Рассмотрим основные их них — самые крупные и всеохватные.

Bildergebnis für bio siegel

Для начала, чтобы не путаться в терминах, проясним, что organic и bio- аналогичные понятия. Одно из них принято в США, другое- в Европе. Обе стороны договорились о равнозначности понятий. Мне лично ближе — «экопродукт». Но сегодня речь идет о понятиях, за которыми стоят конкретные, проверяемые стандарты.

В таблице Vergleich der Biosiegel (сравнение немецкоязычных стандартов— штемпелей экопродукции) вы на первом месте увидите знакомый многим EU-Bio-Siegel. Он самый дешевый, продукты с этим лейблом лежат массово практически в каждом обычном супермаркете. Обшчееврапейски стандарт, такскаать.

Так вот, вам любой подкованный экофрик в Дойчланде скажет, что это хрень а не био. Ну, или можно назвать это «плацебо»- био. Этакий компромисс с совестью. Вроде уже не совсем мусор.

Желтый и розовый цвета в таблице (розовый по сути- красный, опасность!) обозначают те аспекты производства и хранения еды, которые лишь с большой натяжкой можно назвать «экологичными». Можно долго вдаваться в подробности, это тема для отдельной статьи, или вообще множества докторских диссертаций.

(Био-ложь)

Достаточно упомянуть, что для защиты сельхозкультур под этим «гербом» разрешено использование пиретроидов— синтетических инсектицидов. Их относительная безопасность для теплокровных еще не делает их безопасными для нас, так как пока недостаточно изучено долговременное мутагенное или канцерогенное влияние на человеческий организм результатов биохимических связей пиретроидов с другими активными соединениями и веществами, единовременно используемыми в сельском хозяйстве. Насколько я понимаю, этих соединений может быть великое множество. Явно больше, чем выделяется субсидий на столь малоприбыльное дело как долговременные исследования.

Учитывая разнообразие вредных вляний в воде, еде, а зачастую в воздухе, в обуви и одежде, стоит ли играть в русскую рулетку, где заряжено неизвестное количество патронов?

И пожалуй главное- эгоцентричная забота человека о себе родимом до недавнего времени не учитывала масштабности последствий негативного влияния пестицидов на окружающую среду.

Взаимозависимость организмов в сложных биоценозах при этом игнорируется, так как доходность научно обоснованного монокультурного метода производства заставляет закрывать глаза на иногда катастрофические последствия для биосферы. Общемировые проблемы гибели пчел и токсического загрязнения водоемов, будучи обусловлены в большой степени применением пиретроидов, увеличиваются в том числе производителями данного «эко» стандарта.

Можно символически поместить мертвую пчелку на этот листок

Довольно популярные стандарты Bioland и Naturland как по цене и качеству, так и по сокращению вредного влияния на биосферу, стоят уже в более высокой лиге- для сознательного среднего класса это зачастую неплохая альтернатива.

Bioland запрещает использование нитритной соли, дающей такой чудесный розовый цвет мясу. Оно потом долго не портится. Как и не портится желание рака желудка разрастись внутри у такого мясоеда, если верить отчетам Немецкого центра исследований рака.

Naturland чуть строже и этичнее по некоторым другим параметрам, но нитрит натрия разрешает. Мотивируя это тем, что при соблюдении некоторых правил (не греть продукт выше 130 градусов), нитритная соль сама по себе безопасна, и вообще составляет лишь малую часть объема нитритов, потребляемых среднестатистически. А основной объем нитратов поступает с овощами. Судя по результатам авторитетных исследований, нам стоит перестать бояться консервированного нитритной солью мяса, а скорее быть осторожными с зеленью и овощами вроде шпината, сельдерея, или сока красной свеклы. С одной стороны, содержащийся в них витамин С блокирует превращение нитритов во вредные нитрозамины. С другой, содержание нитратов на практике зачастую превышает естественные пределы, и дальнейшие биохимические реакции непредсказуемы. Увлечение вегетарианскими диетами беременных и кормящих мам может быть опасным для их здоровья и здоровья малышей. То же касается людей с определенными заболеваниями.

Особенно это касается длительное время хранимых овощей, выращенных с передозировкой азотных удобрений- как синтетических, так и свежего навоза, что до сих пор по незнанию практикуется как «естественная, а значит безопасная» подкормка.

Дальше- интереснее. Как вы думаете, является ли такое фунгицидное средство признанным экологическими стандартами как приемлемое?

Ответ: Да, как это ни парадоксально, оно признается всеми, даже самыми жесткими органическими стандартами вроде Demeter, о котором речь пойдет далее. Похоже, иначе растения не защитить эффективно на больших площадях.

Впервые описанное вещество стали применять как препарат для садоводства в 40-х годах ХХ века, он был получен как побочный продукт при очистке газов от сероводорода. Такая аццкая предыстория. Сегодня сера коллоидная разрешена на биоплантациях к использованию, как малотоксичное вещество. Впрочем, в водоемы эму лучше не попадать…

А с препаратами на основе меди все еще веселее. Фунгициды вроде медного купороса CuSO4×5Н20 у нас разрешены. Изготавливают препарат, растворяя различные медные отходы в серной кислоте.

Что может быть более чуждым идеалам органического земледелия, чем отходы меди в серной кислоте?..

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что купорос на европейских экофермах уже заменен на менее «ядреный» Гидроксид меди

Bildergebnis für Kupfer(II)-hydroxid pflanzenschutz

3-4 кг. на гектар, такова доза фунгицида на основе меди — это необходимый минимум для защиты картофеля, фруктовых садов и винограда на экофермах Германии. Альтернатива- лишь синтетические фунгициды, которые запрещены этими кодексами. К тому же, к синтетике у «вредителей» вырабатывается резистентность, и обычные фермеры возвращаются к источникам из меди.

Надо отметить, что при смывании дождями препаратов на основе меди и серы, они накапливаются в почве, трансформируются, и позднее частично используются растениями. Прямое же использование этих микроэлементов как подкормка не разрешается.

Казалось бы, противоречие. Давайте разберемся, как такое возможно. Надо понимать, что биопродукцию выращивают не ангелы на облаках, с помощью одного святого духа. А люди, которые с наименьшим уроном для биоценоза стараются вырастить реальную еду в промышленных масштабах. В условиях жесткого натиска «оборонительных» сил дикой природы, с ее сорняками, саранчей, грибками, тлями, бактериями, птицами, зверями, заморозками…- всей этой армией экосистема старается элиминировать неестественную скученность монокультур (что свойственно и большим экофермам, иначе не рентабельно), обилие искусственно выведенных нежных сортов, или чуждых данному климату растений. Идет смертельная борьба за урожай.

В редукционистском научном подходе, земля рассматривается лишь как субстрат, желательно мертвый- «обеззараженный». В который вносятся отдельные элементы питания, должные дать конкретные результаты. На практике, повышение урожаев следует лишь в первые годы. Далее, кислотность почв повышается, увеличивается дисбаланс взаимосвязанных процессов. Лишенные поддерживающей связи с почвенной биотой, растения становятся полностью зависимыми от постоянного лечения и питания, почва истощается.

Органическое земледелие же целенаправленно, годами, наращивает плодородный слой гумуса- в котором «эти ужасные химические элементы», будучи возвращены в круговорот веществ, преобразуются с помощью редуцентов- грибов, червей, и микроорганизмов- в удобоваримые для растений формы.

У нас есть выбор- повести себя как завоеватель, на грани бегства со своего тонущего корабля. Или как проcыпающийся от долгого мутного сна человек, в котором конкретика научного подхода соединяется с интуицией, с ноосферным, целостным восприятием жизни.

Одним из таких всеохватных гениев был Рудольф Штайнер, создатель самого серъезного и одновременно магического подхода к земледелию- биодинамического. «Динамическое» здесь- это общение с нефизическими существами, алхимическая настройка на живой язык планеты. Этот эзотерический подход дал в итоге самый целостный подход, самый критичный стандарт массового производства чистой еды, который мне знаком.

Это самый старый союз экофермеров индустриальной эпохи, ему 96 лет.

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

«Wie man in den Wald [hinein]ruft, so schallt es heraus“

Название и суть проекта Деметра переводится с греческого как — «Мать Земля». Богиня плодородия.

Лучшее из знаний и умений древних греков в разных областях науки, образования и искусства, просмотренное через призму гения Гете, легло в основу всеохватного мировоззрения Рудольфа Штайнера. Создателя не только ферм, где вместо массового концлагеря, животные и растения живут значительно более достойной жизнью. Создателя вальдорфской школы, где из детей не строгают конформных буратин, а дают нежным росткам поддержку в том направлении, куда их тянут силы Света. Создатель еще многих замечательных проектов, Штайнер на чудовищно сложном для восприятия обывателем немецком языке развивал идеи Гете,

«делая особый акцент на изменении подхода Гете от руководства физическими чувствами, где эксперимент играет главную роль, к изучению биологии растений, в котором для обнаружения биологических архетипов (Urpflanze) необходимо воображение.»

Этот объединяющий подход встретил не только воодушевление светлых умов, но и большую критику от консервативного мэйнстрима. Понятно, что редукционистские наука и политика такую ересь не приемлют. Однако, его идеи и проекты процветают и сегодня. Несмотря на господствующее Разделение.

В этой несомненной эффективности разделения труда, мы приблизились к точке невозврата. Невозврата от перехода в небытие как вид. Где еще есть шанс для отдельных индивидов, осознавших себя как Цельное с Окружающим. Здесь возможны разные пути:

Эзотерики рисуют картины, где праноеды, остановив колесо сансары, взявшись за руки или же поодиночке, вознеслись в вышние сферы, пока грешная Земля догорала с ее рептилоидными мясоедами.



Фантасты описывают возможные сценарии, где самые дигитализированные сознания отправяться жить в цифровые измерения. Многие из нас впрочем, уже сегодня живут наполовину там.

Поклонники неудержимого прогресса отправятся жить на орбитальные станции, где смогут есть любые явства, синтезированные из космической пыли.

Я похоже старомоден, но я бы предпочел остаться жить на Земле. И кушать кривые, разномастные, с червоточинкой, ароматные яблочки. Которые продаются в лавках Demeter в три раза дороже (и во столько же раз вкуснее) одинаковых круглых напарафиненных сосудов с моносахарами и клетчаткой в соседнем Aldi.

Еще вариант- кушать те же разномастные яблочки из садов полузаброшенных постсоветских деревень, которые заново заселяются нашим постиндустриальным поколением.

Кушая местные яблоки, мы соблюдаем еще один важный принцип экологичности продуктов- региональность происхождения.

Здесь, правда тоже не все так просто. Оказывается, купить в марте в Германии немецкие био-яблоки — большее кармическое преступление, чем прилетевшие из Новой Зеландии. Потому, что на поддержание на складе нужного местным яблокам микроклимата в течении полугода, тратится больше ресурсов, чем на перелет свежих яблок из Новой Зеландии. И экологичность здесь в итоге ровно наоборот, чем можно подумать. Хотя, данный пример- это скорее исключение из правила, черная иньская точка в белом янском полушарии.

Этот пример приведен к тому, чтобы подчеркнуть, что биопродукты- это не абсолютная истина. А скорее, составная часть целостного мировоззрения.

Да, в обычных деревенских условиях яблоки хранятся ограниченное время. Не говоря уже про томаты или зелень (консервация не в счет). Тогда, по еще одной «заповеди» экологичности- Сезонности продукта— мы должны были бы на долгие месяцы отказаться от многих продуктов. Как это и происходило естественно у крестьян, долгий предпасхальный пост у которых «случайно» наложился на реалии полупустых погребов.

Но педантичное соблюдение всех этих заповедей легко превращает человека в фанатичного адепта, считающего себя лучше плебеев грешников. Не желая никому такой жизни, я тем не менее призываю пересмотреть свои пищевые привычки. И, жуя февральским вечером купленный в магазине безвкусный помидор, посмакуйте сие отсутствие вкуса и подумайте, кому от этого процесса будет хорошо?

Кстати, если вы заметили у такого томата аромат, вполне возможно, что тот был впрыснут в растение с помощью шприца заботливым помощником агронома, чтобы иллюзия рая (потребления) у нас была многограннее.

Справедливости ради скажу, что сам я с удовольствием ем бананы круглый год. Видимо, глобализованная дарвиновская обезьяна во мне пока что перевешивает скромного местечкового аскета ))

Post Scriptum.

Вместо лаконичной статьи о конкретном, получилось нечто растянутое и синкретическое…

Что мне дает право публиковать эту околонаучную прозопоэму как полноценное изыскание, так это тот факт, что Гете, Штайнер, да и многие другие мыслили схожим интегративным образом.

Желаю осознанной интеграции данной инфы в жизнь!

Ваш Роман Кушнерев, пчеловод, музыкант, натуралист-любитель.